Передозировка антибиотиками последствия


Редко можно встретить человека, который ни разу не лечился с помощью антибиотиков. Антибактериальные средства необходимы для того, чтобы справиться с мощными заболеваниями, преодолеть которые самостоятельно организм просто не способен. Может случиться и передозировка антибиотиков.

Зачастую это происходит из-за неправильного и бесконтрольного применения медикамента, самолечения, несоблюдения назначенной дозировки, что чревато негативными последствиями.

Особенности передозировки антибиотиками

В данной ситуации необходимо принять срочные меры, чтобы оказать помощь пострадавшему человеку. В настоящее время имеется очень много мощных и качественных антибактериальных препаратов, которые гарантируют быстрое излечение от конкретного недуга. Если же не соблюдать принципы и правила их применения, есть риск передозировки и даже отравления.

Лекарственные средства - антибиотики

Передозировка крайне опасна для детей и лиц преклонного возраста. Если у человека есть повышенная чувствительность к антибактериальным препаратам, то продолжительное и неправильное их применение может стать причиной анафилактического шока. Что касается симптоматики интоксикации, то каждому типу антибиотиков присущи собственные характерные клинические проявления. Если вы будете знать, как именно предотвратить подобное состояние, а также что необходимо делать при передозировке, можно существенно облегчить состояние пострадавшего.

Превышение дозы антибактериального препарата может случиться у каждого человека. Важно помнить, что не стоит принимать данные медикаментозные средства без разрешения и ведома лечащего доктора. Если же вы проходите самостоятельное лечение, нужно быть предельно осторожным, так как это опасно для жизни. Основные признаки передозировки антибиотиков особенно ярко проявляются у детей и пожилых людей. Симптомы интоксикации вследствие неправильного лечения могут возникать даже у собак и кошек, от чего животное может умереть.

Лечение различными антибактериальными препаратами может иметь самые разные симптомы отравления.

Антибактериальные препараты

Антибактериальные препараты

Клиническая картина передозировки различных антибиотиков

  1. В случае передозировки цефалоспоринов (Цефалексин, Цефотаксим, Цефипим и др.) или же пенициллинов (Амоксициллин, Ампициллин, Карбенициллин) появляется диарея, рвота и мучительная тошнота. На фоне внутривенного введения повышенной дозы пенициллина возможно развитие припадков эпилептического характера, энцефалопатии, нарушений психики.Если у человека имеется почечная недостаточность, то при применении пенициллина может проявиться гиперкалиемия, что нарушает работу сердца и отражается на ЭКГ.
  2. Можно ли отравиться Тетрациклином? Ответ будет положительным, несмотря на то, что подобное происходит достаточно редко. Однако данный тип передозировки очень опасен для малышей, так как развивается токсический гепатит. Это проявляется болью в эпигастральной области, желтухой, кожным зудом, тошнотой. Если был использован просроченный или испорченный препарат, есть риск развития тяжелой интоксикации. На фоне продолжительного приема тетрациклинов развивается стоматит, аллергическая сыпь, может возникнуть отек Квинке.
  3. При отравлении Левомицетином появляется рвота и тошнота, развивается недостаточность дыхательной системы, отсутствует аппетит. В редких случаях возможно развитие острой сердечной недостаточности. Если жертвой передозировки стал грудной или же маленький ребёнок, то не обойтись без переливания крови, чтобы снизить уровень концентрации антибиотика. После этого понадобится тщательный контроль за пациентом, так как у него наблюдается угнетение кроветворения, а иногда развивается рецидив отравления.
  4. При передозировке сульфаниламидов (Бисептол, Сульфадиметоксин, Сульфасалазин) развивается тошнота и аллергические реакции. Для лиц преклонного возраста подобное явление чревато нарушением кровообращения в головном мозгу, обострением ишемической болезни сердца.
  5. Что касается фторхинолонов (Ципрофлоксацин, Офлоксацин, Гемифлоксацин и др.), то они оказывают губительное влияние на всю сердечно-сосудистую систему. Не исключен риск развития острой почечной  и печеночной недостаточности, интоксикации всего организма. Иногда поражаются  сухожилия и суставы.
  6. Если происходит отравление аминогликозидами (Амикацин, Гентамицин, Тобрамицин), то опасности для жизни нет, поскольку чаще всего их используют в глазной практике, а доза препарата в глазных каплях невелика. Но иногда превышение дозы этих препаратов может вызвать остановку дыхания.

Реакция на передозировку антибактериальных препаратов

Реакция организма на введение чрезмерно большой дозы того или иного антибиотика может быть различна:

  • аллергическая (вплоть до анафилактического шока);
  • неврологическая;
  • токсическая;
  • поражение желудочно-кишечного тракта;
  • повреждение печени и почек;
  • нарушение функции кроветворения.

У беременных женщин в такой ситуации преобладает тератогенное влияние на плод, т.е. нарушается развитие плода, появляются уродства.

Учитывая подобную реакцию на передозировку антибиотиков, больной нуждается в срочной медицинской помощи. Однако нельзя заниматься самолечением, так как это может быть опасно для жизни и здоровья.

Лекарственное средство Левомицетин

Лекарственное средство Левомицетин

Особенности токсической реакции

Данный тип реакции организма вполне возможен в качестве осложнения, возникающего на фоне терапии инфекционно-воспалительных патологий. В таком случае использование большой дозы препарата, которая иногда и не превышает допустимую дозировку, провоцирует смерть огромного количества микробов. Из-за этого в кровь проникает очень много токсических компонентов, от чего и страдает большая часть внутренних органов.

Симптоматика интоксикации организма антибактериальными препаратами:

  • озноб, головные боли;
  • слабость в мышцах;
  • повышение температуры тела до 39-40 градусов;
  • понос;
  • рвота и тошнота;
  • чрезмерная потливость;
  • повышенное сердцебиение;
  • скачки кровяного давления;
  • болевые ощущения в суставах;
  • бред;
  • спутанное сознание;
  • апатия.

При обнаружении подозрительной симптоматики необходимо срочно обратиться за медицинской помощью, поскольку вывести пациента из угрожающего состояния можно только применением интенсивной терапии.

Видео

Специфика терапевтического курса при передозировке

В первую очередь следует остановить всасывание медикамента в желудочно-кишечном тракте. Для этого понадобится применение соответствующих сорбентов и слабительных препаратов. Чтобы замедлить процесс всасывания, необходимо пить обволакивающее питье: желе, кисель, молоко, смесь крахмала с водой. Выполнить первый этап доврачебной помощи можно только в том случае, если пострадавший находится в сознании.

Последствия передозировки

Последствия передозировки

Следующий шаг подразумевает осуществление форсированного диуреза. Данная методика базируется на капельном введении огромного объема жидкости и мочегонных препаратов. Это необходимо для того, чтобы очистить кровь от токсических веществ. Что касается растворов, то в основном принято использовать электролиты, а также те средства, которые способны улучшить реологические функции крови. Последние оказывают благотворное воздействие на почечное кровообращение, а это имеет очень важное значение для лечения отравлений.  Если же возникает симптоматика недостаточности почек, можно прибегнуть к альтернативным методам терапии.  Нельзя использовать форсированный диурез при нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы .

Учитывая имеющиеся показания, необходимо выполнить плазмаферез, гемосорбцию и гемодиализ, а также диализ перитонеальный. В случае интоксикации антибактериальными препаратами последующая симптоматическая терапия осуществляется в соответствии с имеющейся клинической картиной. Важно проводить качественную поддержку сердечно-сосудистой системы, выполнять коррекцию нарушения функций внутренних систем и органов, а также восстанавливать гомеостаз.

Передозировка антибиотиков: последствия

При своевременно начатом лечении прогноз отравления антибактериальными препаратами благоприятный.

Однако отсутствие терапии или позднее ее применение может привести к развитию у пострадавшего тяжелых и опасных для жизни последствий:

  • анафилактический шок;
  • инфекционно-токсический шок;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • дисбактериоз кишечника;
  • тугоухость, глухота;
  • рождение ребенка с аномалиями развития;
  • летальный исход.

Подводя итоги сказанного, стоит отметить, что в случае передозировки или отравления антибиотиками заниматься самолечением смертельно опасно: необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.


Ваш комментарий